Вопросы и ответы


Энергетические обследования, энергопаспорта

Согласно п. 7 Правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в Министерство энергетики РФ, утверждённых приказом Минэнерго России 19.04.2010 N182, обработка копии энергетического паспорта осуществляется Министерством в течение 30 дней с даты ее получения.
Любая организация, чьи затраты на приобретение энергетических ресурсов составляют более 10 млн. рублей в год, обязана провести энергетическое обследования до 31.12.2012 года (ч. 1-2, ст. 16 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Согласно ст. 120 ГК РФ, частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Таким образом, если Ваша организация подпадает под действие указанной выше статье, то Вы можете обратиться к собственникам. Также Вы можете попробовать «включиться» в муниципальную программу по энергосбережению и получить субсидию на проведение энергетического обследования (если данное мероприятие предусмотрено такой программой).

Для проведения конкурса на оказание услуг по энергетическому обследованию конкурсная документация составляется на основании:
- Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
- Федерального закона от 26.07.2006г. № 153-ФЗ «О защите конкуренции»;
- Федерального закона от 27.12.1995г. № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;
- действующего Гражданского кодекса РФ;
- действующего Бюджетного кодекса РФ, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Документация для проведения торгов на оказание услуги по энергетическому обследованию стандартная, аналогичная другим конкурсам.

Да, подпадает, если соответствует требованиям ч. 1, ст. 16 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Закон в данном случае не разделяет организации на российские и иностранные.

Программы энергоэффективности

Для участия в реализации региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в первую очередь, необходимо объявить о своем намерении, направив государственному заказчику (государственному заказчику-координатору), указанному в паспорте программы, письменное обращение. После этого возможно потребуется внесение изменений в региональную программу или план ее реализации. Однако стоит отметить, что в соответствии с Законом № 94-ФЗ, исполнитель при размещении государственного и муниципального заказа определяется по результатам проведения соответствующих процедур размещения заказа, в частности конкурсов и аукционов. Случаи заключения государственного, муниципального контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений с единственным исполнителем (поставщиком) строго ограничены.
Источником покрытия затрат являются как бюджетное финансирование, так и доходы от приносящей доход деятельности, которые учитываются как доходы бюджета. Поэтому ведется раздельный учет затрат в рублевом исчислении, который не влияет на изменение потребления ресурсов как в физическом, так и в денежном выражении.
Программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности составляются всеми государственными компаниями, бюджетными учреждениями и регулируемыми организациями, а также регионами и муниципалитетами. Законом установлены минимальные требования к программам регионов и муниципалитетов. В программах указываются целевые показатели повышения энергоэффективности и меры по их достижению.
Федеральный орган исполнительной власти, имеющий подведомственные организации, разрабатывает программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Содержание программы описано в ФЗ-261 статья 14, п. 3.

Энергосервисные контракты

Муниципальные предприятия могут заключать энергосервисные договоры (контракты).
Следует обратить внимание, что особенности размещения заказа на энергосервис для нужд заказчиков установлены в главе 7.1 Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В качестве одного из возможных источников средств на реализацию энергосберегающих мероприятий является энергосервисные контракты. Энергосервисные контракты (договоры) позволяют физическим и юридическим лицам достичь экономии энергоресурсов без вложения собственных средств, за счет средств энергосервисной компании. Оплата по энергосервисному контракту - часть стоимости сэкономленных ресурсов. Допускается применение энергосервисных договоров (контрактов), совмещенных с договорами поставки энергоресурсов (для всех, кроме государственных и муниципальных заказчиков). Кредитование энергосберегающих мероприятий на предприятиях попадает под финансирование обычных инвестиционных проектов. Специализированных учреждений, занимающихся кредитованием энергосбережения, пока нет.
Алгоритмы заключения энергосервисных контрактов во многом схожи. Чаще всего процесс заключения такого договора представляет собой «треугольник взаимоотношений» возникающих между заказчиком, энергосервисной компанией (ЭСКО) и финансовой организацией.
В качестве примера алгоритма заключения энергосервисного договора могут послужить следующие этапы: определяется текущее потребление энергоресурсов (возможно проведение экспресс-энергоаудита). Далее происходит определение величины экономии и сроки окупаемости энергосервисного контракта. Затем осуществляются действия по поиску источника финансирования энергосберегающих мероприятий, и, наконец, заключается энергосервисный контракт.
Этапы заключения энергосервисного договора могут варьироваться, как и количество участников данного договора, поэтому за более подробной информацией следует обратиться в саму энергосервисную компанию.
Также рекомендуем Вам обратиться к гл. 5 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также к Постановлению Правительства РФ от 18 августа 2010г. №636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис".
Одним из вариантов решения данной проблемы может стать перезаключение договоров с арендаторами (или составление дополнительных соглашений к уже существующим договорам) и включение энергетических ресурсов в счёт оплаты арендуемых площадей (как правило, в офисных зданиях так и происходит, так как невозможно вести раздельный учёт). Таким образом, вы начнете самостоятельно оплачивать счета за потреблённые энергетические ресурсы.
После внедрения энергосберегающего оборудования расходы на оплату энергоресурсов снизятся, а ваши арендаторы будут продолжать платить вам фиксированную стоимость по договору аренды.